Нашёл в дневниках и на сайтах обилие информации о праздновании этого дня у англоязычных народов - о Мабоне, Альбан Эльведе, Ман Фовэре.
Гораздо меньше освещены традиции других народов.
Решил ликвидировать этот пробел.
Родноверие. Таусень (Радогощь). (24.09)
читать дальше27 вересня (24.09), с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световид (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.
Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог.
После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается).
В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.
Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в кудесы. Праздник заканчивается игрищами. (с)
Язычество. День Фёклы-Заревницы. (24.09)
читать дальшеСейчас этот праздник почти повсеместно отмечается 7 октября, из-за календарной разницы.
Однако, если обратиться к Словарю Даля, прочтём: "Фёкла-Заревница - 24 сентября; зарева от степных палов; ночи темнеют, день убывает; начало утренней молотьбы при огне." Последний день сбора Царя грибов - боровика. Зори становятся багряными.
Празднование и поверия.
В теплых овинах начинали обрабатывать хлеб. Утром молились тоже при огне. Зажигались костры-заревницы, возле которых всю ночь проводили в веселых играх и плясках. Овинник был именинником. Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, - не развязать, т.е. крепким счастье будет, а свадьба - доброй.
Зари берут в этот день. Зари - это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой - не уследил ли кто? - руку в овинное окно просовывала.
Спрашивала с надеждой: "Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми ржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?"
Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение - богатый возьмет в жены.(с)
Православие. День памяти Святой Фёклы. (24.09)
читать дальшеПервомученица Фекла, ученица апостола Павла, пострадала в I веке и почитается более всех святых жен в древней Церкви.
Святая Фекла происходила «из рода знатного и славного» и жила в малоазийском городе Икония. В восемнадцать лет, когда она уже была обручена юноше Фамиру, в Иконию пришел с евангельской проповедью апостол Павел и учил о Христе. На добрую почву пало семя слова Божия. Действием Святого Духа оно глубоко укоренилось в сердце Феклы, которая, не раздумывая, оставила все земное и обратила свой взор к Небесному Жениху Христу. Фамир, лишившись невесты, перед местным правителем обличил Павла в волховании и чародействе. Апостол был заточен в темницу. Узнав об этом, Фекла подкупила стражника и пробралась к узнику, который, видя ее преуспеяние в вере, назвал ее своей «первой духовной дочерью». Вскоре родственники схватили Феклу и приговорили ее на смерть: девицу пытались сжечь на костре, но огонь окружил ее пламенем, не касаясь тела, а затем потух от сильнейшего ливня. Сойдя с костра, Фекла устремилась прочь из Иконии. Она последовала за апостолом Павлом в Антиохию, где снова была схвачена и брошена на съедение диким зверям, а после змеям и ехиднам, но ни те, ни другие не причинили ей вреда. Правитель в страхе отпустил святую, и она удалилась на гору возле города Селевкии, где поселилась в пещере. Там она молилась, исцеляла больных, творила чудеса и учила вере во Христа. Врачи и волшебники Селевкии, недовольные тем, что теперь больные шли не к ним, но к безмездно их лечившей Фекле, из зависти подговорили неких распутных юношей обесчестить святую. Когда те приблизились к Фекле, то она уразумела их злое намерение и побежала прочь, моля Бога о помощи. И расступилась перед ней каменная скала, и скрыла ее в своей утробе, сделавшись местом упокоения святой. Это произошло в Сирии.
По промыслу Божию часть мощей была обретена христианами и переправлена на один из ближайших к Сирии островов — Кипр. Сегодня эти мощи хранятся в женском монастыре святой Феклы, расположенном в живописной горной долине посреди оливковых и смоковничных деревьев на окраине села Мосфилоти, неподалеку от города Ларнака. (с)
Ислам. Начало мусульманского поста(Священного месяца Рамадан). (23.09)
читать дальшеМесяц поста - Рамадан, в Турции называют "султан одиннадцати месяцев". Это период радости и братства. Начинается на следующий за растущей луной день десятого лунного месяца исламского календаря, соответственно, в первый день священного месяца Рамазан. Заканчивается появлением новой луны следующего месяца, в первый день месяца Шауаль по Хиджре. Магометане постятся 30 дней (иногда 29 дней, смотря по лунным фазам).
По преданию, именно в этот месяц Коран снизошел на Пророка. Однажды, когда он пребывал в унынии, Аллах вдохнул в него силы. Мухаммед вошел в транс и, вопреки своей безграмотности, записал все сказанное Господом. Так Бог убедил Мухаммеда, что он его избранник. Истина это или нет, но в этот миг зародилась новая мировая религия.
Пост (ураза, oruc по-турецки) обязателен для всех взрослых мужчин и женщин, кроме умственно неполноценных, инвалидов, больных, путешественников, беременных и кормящих матерей. Это время изъявления покорности законам, изложенным в Коране. Тем, кто не постится, необходимо наделять пищей голодных или перенести пост на другое время, иначе он не будет признан действительным. В идеале, это прекрасная возможность потренировать свою волю и выносливость, дабы научиться сопротивляться соблазнам бытия. Верующим полагается в первую очередь заниматься благотворительностью и раздавать милостыню (Fitre), а уже потом возносить полагающиеся по случаю Рамадана молитвы и читать Писание.
Впрочем, строгости поста не беспредельны. Да, в течение всего светового дня правоверные закрывают рот на замок. Возбраняется даже наклеивать почтовые марки на конверты. Поощряется также и воздержание. Зато, с заходом солнца наступает час особой трапезы (Ифтар).
Ифтар - это что-то типа новогоднего застолья, продолжающегося до рассвета, во время которого принято ходить по гостям. При Османской империи Паши, как правило, высшие правительственные чиновники, на закате впускали в свои особняки беднейших жителей своих кварталов. Ныне муниципалитеты, при поддержке бизнесменов, организуют бесплатные обеды для всех желающих. (с)
Иудаизм. Рош-а-Шана (22-23.09)
читать дальшеЕврейский праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош а-Шана Б-г отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: "...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого - скитания, кого - благополучие, а кого - терзания, кому суждена бедность, а кому - богатство". Искренняя вера в то, что Б-г желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши".
Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, "сладким". Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу - символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) - чтобы быть "во главе", а не в хвосте;
морковь кружочками - по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу с изюмом - чтобы год был полным, здоровым;
овощи и фрукты - в знак надежды на обильный урожай;
яблоки и мед - кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, "чтобы год был сладким и счастливым". (с)
Индуизм. Наваратри (23.09)
читать дальшеШарад-Наваратри - это праздник почитания Божественной Матери, трем ее ипостасям поклоняются в течение этого девятидневного празднования. Первые три дня посвящены Дурге, вторые три - Лакшми, а последние три дня - Сарасвати. Дурга дарует физическую силу, Лакшми - материальное процветание, а Сарасвати - мирское и духовное знание.
Праздник Наваратри (или его десятый день) называется также Дасара, Дассера или Дуссера. Празднуется в месяце Ашвини, т. е. в конце сентября или начале октября.
В качестве Дурги Божественная Мать предстает перед нами богиней-воительницей, находящейся в постоянном противоборстве со злом. Как Кали она вбирает всепоглощающее время - Кала. Она же - всемилостивейшая мать, кормящая вселенную. Одно из ее воплощений - это Парвати, почтительная хранительница домашнего очага, разумная хозяйка, наслаждающаяся семейным счастьем со своим супругом Шивой и двумя детьми - Ганешей и Субраманьям.
Человек всю жизнь поглощен поиском преходящих вещей. В зависимости от стадии взросления, его одолевают разные бесполезные мысли. В конце он понимает, что растратил свое драгоценное человеческое рождение на пустые занятия. В этом ли состоит истинная природа человека? Этому ли он должен научиться в жизни? Все эти виды деятельности мимолетны, подобно пузырькам на поверхности воды. Они не могут принести человеку постоянного счастья. Глупо тратить время на достижение подобных тщетных целей.
Дуссера (Дурга пуджа, Рамлила) - праздник победы добра над злом. В различных штатах и местностях празднуется по-разному, но везде с большой радостью и торжественностью. В течение этого времени все дела и занятия во многих местностях Индии совсем прекращаются. (с)
Буддизм Японии. Хиган. (23.09)
читать дальше«И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия.
В день осеннего равноденствия Япония празднует не столько уникальное астрономическое явление, сколько исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной».
Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты.
Но вернемся к празднику Хиган, обычаи которого наполняют жизнь японцев в эти осенние дни. Буддийское понятие «хиган»* можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия. До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы и выставляют ритуальные кушанья. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и другие ритуальные почести.
Ритуальные кушанья готовят исключительно вегетарианские – напоминание буддийского запрета убивать живое существо и употреблять мясо убитого. Меню составляют из бобов, овощей, грибов, бульоны также готовят на растительной основе. На столе обязательно присутствуют и «инари-суси», которые в эти дни начиняют морковью, грибами и фасолью. Из сладостей – традиционные «охаги-моти» или просто «охаги»**, в прежние времена они подавались на скудный полдник в крестьянских семьях, а в наше время стали любимым десертом японцев.
Многое из буддийского понятия Хиган приобрело в Японии особый смысл, но традиция вспоминать предков остается для японцев святой на протяжении многих веков.
К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета». В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган». О днях весеннего Хигана поговорим в марте, в День весеннего равноденствия.
* хига'н – ударение на второй слог
** оха'ги - ударение на второй слог (с)
Чехия. Дожинок (24.09)
читать дальшеВ Чехии в конце сентября отмечают "дожинки" – окончание полевых работ. Последний сноп жнецы украшают всяческими прибамбасами вроде разноцветных ленточек и сплетают огромный дожинковый венок из всех злаков, какие только уродились на поле. Чтобы он выглядел наряднее, в него добавляли бумажные и живые цветы.
У нас же полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев, перевитых лентой, чтобы следующий урожай был хорошим. (с)
Гораздо меньше освещены традиции других народов.
Решил ликвидировать этот пробел.
Родноверие. Таусень (Радогощь). (24.09)
читать дальше27 вересня (24.09), с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световид (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.
Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог.
После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается).
В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.
Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в кудесы. Праздник заканчивается игрищами. (с)
Язычество. День Фёклы-Заревницы. (24.09)
читать дальшеСейчас этот праздник почти повсеместно отмечается 7 октября, из-за календарной разницы.
Однако, если обратиться к Словарю Даля, прочтём: "Фёкла-Заревница - 24 сентября; зарева от степных палов; ночи темнеют, день убывает; начало утренней молотьбы при огне." Последний день сбора Царя грибов - боровика. Зори становятся багряными.
Празднование и поверия.
В теплых овинах начинали обрабатывать хлеб. Утром молились тоже при огне. Зажигались костры-заревницы, возле которых всю ночь проводили в веселых играх и плясках. Овинник был именинником. Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, - не развязать, т.е. крепким счастье будет, а свадьба - доброй.
Зари берут в этот день. Зари - это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой - не уследил ли кто? - руку в овинное окно просовывала.
Спрашивала с надеждой: "Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми ржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?"
Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение - богатый возьмет в жены.(с)
Православие. День памяти Святой Фёклы. (24.09)
читать дальшеПервомученица Фекла, ученица апостола Павла, пострадала в I веке и почитается более всех святых жен в древней Церкви.
Святая Фекла происходила «из рода знатного и славного» и жила в малоазийском городе Икония. В восемнадцать лет, когда она уже была обручена юноше Фамиру, в Иконию пришел с евангельской проповедью апостол Павел и учил о Христе. На добрую почву пало семя слова Божия. Действием Святого Духа оно глубоко укоренилось в сердце Феклы, которая, не раздумывая, оставила все земное и обратила свой взор к Небесному Жениху Христу. Фамир, лишившись невесты, перед местным правителем обличил Павла в волховании и чародействе. Апостол был заточен в темницу. Узнав об этом, Фекла подкупила стражника и пробралась к узнику, который, видя ее преуспеяние в вере, назвал ее своей «первой духовной дочерью». Вскоре родственники схватили Феклу и приговорили ее на смерть: девицу пытались сжечь на костре, но огонь окружил ее пламенем, не касаясь тела, а затем потух от сильнейшего ливня. Сойдя с костра, Фекла устремилась прочь из Иконии. Она последовала за апостолом Павлом в Антиохию, где снова была схвачена и брошена на съедение диким зверям, а после змеям и ехиднам, но ни те, ни другие не причинили ей вреда. Правитель в страхе отпустил святую, и она удалилась на гору возле города Селевкии, где поселилась в пещере. Там она молилась, исцеляла больных, творила чудеса и учила вере во Христа. Врачи и волшебники Селевкии, недовольные тем, что теперь больные шли не к ним, но к безмездно их лечившей Фекле, из зависти подговорили неких распутных юношей обесчестить святую. Когда те приблизились к Фекле, то она уразумела их злое намерение и побежала прочь, моля Бога о помощи. И расступилась перед ней каменная скала, и скрыла ее в своей утробе, сделавшись местом упокоения святой. Это произошло в Сирии.
По промыслу Божию часть мощей была обретена христианами и переправлена на один из ближайших к Сирии островов — Кипр. Сегодня эти мощи хранятся в женском монастыре святой Феклы, расположенном в живописной горной долине посреди оливковых и смоковничных деревьев на окраине села Мосфилоти, неподалеку от города Ларнака. (с)
Ислам. Начало мусульманского поста(Священного месяца Рамадан). (23.09)
читать дальшеМесяц поста - Рамадан, в Турции называют "султан одиннадцати месяцев". Это период радости и братства. Начинается на следующий за растущей луной день десятого лунного месяца исламского календаря, соответственно, в первый день священного месяца Рамазан. Заканчивается появлением новой луны следующего месяца, в первый день месяца Шауаль по Хиджре. Магометане постятся 30 дней (иногда 29 дней, смотря по лунным фазам).
По преданию, именно в этот месяц Коран снизошел на Пророка. Однажды, когда он пребывал в унынии, Аллах вдохнул в него силы. Мухаммед вошел в транс и, вопреки своей безграмотности, записал все сказанное Господом. Так Бог убедил Мухаммеда, что он его избранник. Истина это или нет, но в этот миг зародилась новая мировая религия.
Пост (ураза, oruc по-турецки) обязателен для всех взрослых мужчин и женщин, кроме умственно неполноценных, инвалидов, больных, путешественников, беременных и кормящих матерей. Это время изъявления покорности законам, изложенным в Коране. Тем, кто не постится, необходимо наделять пищей голодных или перенести пост на другое время, иначе он не будет признан действительным. В идеале, это прекрасная возможность потренировать свою волю и выносливость, дабы научиться сопротивляться соблазнам бытия. Верующим полагается в первую очередь заниматься благотворительностью и раздавать милостыню (Fitre), а уже потом возносить полагающиеся по случаю Рамадана молитвы и читать Писание.
Впрочем, строгости поста не беспредельны. Да, в течение всего светового дня правоверные закрывают рот на замок. Возбраняется даже наклеивать почтовые марки на конверты. Поощряется также и воздержание. Зато, с заходом солнца наступает час особой трапезы (Ифтар).
Ифтар - это что-то типа новогоднего застолья, продолжающегося до рассвета, во время которого принято ходить по гостям. При Османской империи Паши, как правило, высшие правительственные чиновники, на закате впускали в свои особняки беднейших жителей своих кварталов. Ныне муниципалитеты, при поддержке бизнесменов, организуют бесплатные обеды для всех желающих. (с)
Иудаизм. Рош-а-Шана (22-23.09)
читать дальшеЕврейский праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош а-Шана Б-г отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: "...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого - скитания, кого - благополучие, а кого - терзания, кому суждена бедность, а кому - богатство". Искренняя вера в то, что Б-г желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши".
Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, "сладким". Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу - символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) - чтобы быть "во главе", а не в хвосте;
морковь кружочками - по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу с изюмом - чтобы год был полным, здоровым;
овощи и фрукты - в знак надежды на обильный урожай;
яблоки и мед - кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, "чтобы год был сладким и счастливым". (с)
Индуизм. Наваратри (23.09)
читать дальшеШарад-Наваратри - это праздник почитания Божественной Матери, трем ее ипостасям поклоняются в течение этого девятидневного празднования. Первые три дня посвящены Дурге, вторые три - Лакшми, а последние три дня - Сарасвати. Дурга дарует физическую силу, Лакшми - материальное процветание, а Сарасвати - мирское и духовное знание.
Праздник Наваратри (или его десятый день) называется также Дасара, Дассера или Дуссера. Празднуется в месяце Ашвини, т. е. в конце сентября или начале октября.
В качестве Дурги Божественная Мать предстает перед нами богиней-воительницей, находящейся в постоянном противоборстве со злом. Как Кали она вбирает всепоглощающее время - Кала. Она же - всемилостивейшая мать, кормящая вселенную. Одно из ее воплощений - это Парвати, почтительная хранительница домашнего очага, разумная хозяйка, наслаждающаяся семейным счастьем со своим супругом Шивой и двумя детьми - Ганешей и Субраманьям.
Человек всю жизнь поглощен поиском преходящих вещей. В зависимости от стадии взросления, его одолевают разные бесполезные мысли. В конце он понимает, что растратил свое драгоценное человеческое рождение на пустые занятия. В этом ли состоит истинная природа человека? Этому ли он должен научиться в жизни? Все эти виды деятельности мимолетны, подобно пузырькам на поверхности воды. Они не могут принести человеку постоянного счастья. Глупо тратить время на достижение подобных тщетных целей.
Дуссера (Дурга пуджа, Рамлила) - праздник победы добра над злом. В различных штатах и местностях празднуется по-разному, но везде с большой радостью и торжественностью. В течение этого времени все дела и занятия во многих местностях Индии совсем прекращаются. (с)
Буддизм Японии. Хиган. (23.09)
читать дальше«И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия.
В день осеннего равноденствия Япония празднует не столько уникальное астрономическое явление, сколько исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной».
Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты.
Но вернемся к празднику Хиган, обычаи которого наполняют жизнь японцев в эти осенние дни. Буддийское понятие «хиган»* можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия. До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы и выставляют ритуальные кушанья. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и другие ритуальные почести.
Ритуальные кушанья готовят исключительно вегетарианские – напоминание буддийского запрета убивать живое существо и употреблять мясо убитого. Меню составляют из бобов, овощей, грибов, бульоны также готовят на растительной основе. На столе обязательно присутствуют и «инари-суси», которые в эти дни начиняют морковью, грибами и фасолью. Из сладостей – традиционные «охаги-моти» или просто «охаги»**, в прежние времена они подавались на скудный полдник в крестьянских семьях, а в наше время стали любимым десертом японцев.
Многое из буддийского понятия Хиган приобрело в Японии особый смысл, но традиция вспоминать предков остается для японцев святой на протяжении многих веков.
К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета». В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган». О днях весеннего Хигана поговорим в марте, в День весеннего равноденствия.
* хига'н – ударение на второй слог
** оха'ги - ударение на второй слог (с)
Чехия. Дожинок (24.09)
читать дальшеВ Чехии в конце сентября отмечают "дожинки" – окончание полевых работ. Последний сноп жнецы украшают всяческими прибамбасами вроде разноцветных ленточек и сплетают огромный дожинковый венок из всех злаков, какие только уродились на поле. Чтобы он выглядел наряднее, в него добавляли бумажные и живые цветы.
У нас же полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев, перевитых лентой, чтобы следующий урожай был хорошим. (с)
@темы: Праздники
Ведические праздники:
http://tony.donetsk.ua/_vedic/festivals.html
Праздники Индии:
http://www.calend.ru/holidays/india/